Искусство керамики
на протяжении всей его истории, насчитывающей уже несколько тысячелетий, формировалось
в противоборстве двух различных художественных концепций. С одной стороны -
это тенденция, тяготеющая к скульптурности и преобладанию значения формы, с
другой - традиция декорирования поверхности. Наиболее ярко соперничество этих
начал проявляется на самой ранней стадии развития керамического искусства (в
эпоху неолита - энеолита). Ярчайшие образцы керамики данного периода являют
нам культуры восточной Европы и Средиземноморья, Японских островов и цивилизаций
доколумбовой Америки. Это время по праву можно назвать золотым веком керамического
искусства. Пластичность материала давала возможность практически не ограниченного
творческого поиска, а его доступность делала керамику одной из ведущих областей
художественного поиска древних мастеров. В этот исторический период, когда керамика
была призвана решать самые разнообразные задачи, от чисто утилитарных, до культовых,
борьба между приоритетами формы и декора заставляла древних мастеров находить
удивительные по своей силе гармоничные решения. Позже, с появлением гончарного
круга и смещением интересов производства в область утилитарного, тенденция декорирования
поверхности практически вытеснила интерес к форме керамических изделий. Таким
образом, поиски художников-керамистов перешли в русло живописного оформления
ограниченного набора устоявшихся форм.